Владислав Соколовський про ситуацію з регулятором в українському енергосекторі

Владислав Соколовський про ситуацію з регулятором в українському енергосекторі

Владислав Соколовський, керуючий партнер "Соколовський і партнери" для reform.energy

 

Для нормализации работы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) нужно срочно принимать изменения в законы Украины, регулирующие вопросы ее функционирования. А с целью создания юридически и фактически независимого органа регулирования необходимо вносить изменения в Конституцию, считает управляющий партнер "Соколовский и партнеры" Владислав Соколовский.

Такое мнение он выразил в комментарии для Энергореформы касательно возможной неработоспособности с 1 января 2019 года Нацкомисси, из-за решения Конституционного суда о несоответствии Конституции норм закона о НКРЭКУ.

13 июня 2019 года Конституционный суд Украины констатировал - регулятор был создан с нарушениями Конституции.

Постоянно действующий независимый государственный коллегиальный орган с признаками центрального органа исполнительной власти должен подчиняться правительству и относиться к системе органов исполнительной власти. Также суд пришел к выводу, что президент и парламент не имеют компетенции формировать конкурсную комиссию, назначать членов НКРЭКУ и досрочно прекращать их полномочия. Положения закона, признанные неконституционными, утрачивают силу с 31 декабря 2019 года.

Отсрочка была вызвана возможными проблемами в порядке организации деятельности Комиссии и для приведения действующего законодательства в соответствии с требованиями Конституции. Действующий состав регулятора остается полномочным, как и его решения принятые до 13 июня 2019 года, так и после этой даты в период до 31 декабря 2019 года.

Комиссия выполняет важную функцию регулирования рынка электрической энергии, например, утверждая ставки платы за стандартное и нестандартное присоединение мощности и ставки платы за линейную часть присоединения к электросетям. Также это юридическое лицо публичного права осуществляет контроль деятельности субъектов хозяйствования, накладывая санкции на них за нарушение законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг.

В 2009 году Украина, во время подписания Соглашения о присоединении к договору о создании Энергетического сообщества, взяла на себя обязательства по проведению анбандлинга НАК "Нафтогаз". То есть, отделения активов по транспортировке природного газа путем передачи их вновь созданному оператору газотранспортной системы.

Это нужно для адаптации к европейскому законодательству и для укрепления позиции Украины в переговорах о продлении транзита. Для этого необходимо провести сертификацию оператора ГТС. Она будет осуществлена в два этапа: предварительная сертификация и представления документов в Секретариат Энергетического сообщества.

22 ноября был сделан первый шаг. Нацкомиссия приняла предварительное решение о сертификации ООО "Оператор газотранспортной системы Украины". Окончательное решение о сертификации оператора НКРЭКУ планирует принять во второй половине декабря.

Но, в связи с решением КСУ, в работе регулятора могут возникнуть проблемы. В его состав по закону входит семь членов, включая председателя. В начале октября об отставке заявили два члена и в Комиссии осталось только три человека. Для принятия решений требуется не менее четырех голосов.

29 октября 2019 года Президент своими указами назначил на три месяца, до проведения конкурсного отбора, четырех новых членов Национальной комиссии. Сейчас она работоспособна, но решение КСУ не дает возможности провести конкурс и назначать новых членов НКРЭКУ после 1 января 2020 года.

В ближайшее время деятельность регулятора может остановиться. Окончание полномочий членов Комиссии и как следствие – отсутствие кворума приведёт к дестабилизации энергетического рынка и создаст угрозу окончанию процедуры анбандлинга НАК "Нафтогаз".

Перекладывание временно полномочий НКРЭКУ на другие государственные органы практически невозможно осуществить с правовой и организационной точек зрения. Поскольку для этого необходимо несоизмеримо больше усилий и ресурсов, чем для "перезагрузки" регулятора. Хотя "никогда не говори никогда".

Уверен, для нормализации работы Комиссии нужно срочно принимать изменения в законы Украины, регулирующие вопросы ее функционирования. А с целью создания юридически и фактически независимого органа регулирования вносить изменения в Конституцию.

Стаття на "Енергореформі"