Тетяна Лисовець про впровадження плану BEPS в Україні

Тетяна Лисовець про впровадження плану BEPS в Україні

Газета «Юридическая практика», № 40 від 1 жовтня 2019 року. Коментар Тетяни Лисовець до статті «Избыточный BEPS. Законодательные изменения в части имплементации плана BEPS, существенно выходящие за рамки минимального стандарта, могут оказаться не по силам как бизнесу, так и контролирующим органам» 

...По словам Татьяны Лисовец, адвоката, старшего партнера АК «Соколовский и Партнеры», налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний (шаг 3) в законопроекте № 1210 предусмотрено в статье 392 (которой может быть дополнен Налоговый кодекс Украины) на уровне контролирующего (физического или юридического) лица. База обложения налогом на доходы физических лиц, который необходимо уплатить с прибыли КИК, подлежит уменьшению на сумму, уже уплаченную КИК. Она определяется пропорционально доле контролирующего лица в КИК. Обращает внимание эксперт и на штрафные санкции, прописанные в законопроекте № 1210. В частности, планируется установить значительные штрафы за нарушение правил осуществления операций с контролируемыми компаниями: например, за каждый факт неподачи отчетности — в размере 1000 минимальных заработных плат (мзп); за непредоставление уведомления о приобретении/отчуждении/начале осуществления фактического контроля над долей в иностранном юридическом лице — 500 мзп за каждый такой случай. «Таким образом, недореформированные налоговые органы получат мощный инструмент давления на бизнес. Фискалам предоставляется также широкая дискреция, в частности, по определению лица, которое считается осуществляющим фактический контроль (пункт 392.1.6). Как известно, там, где у наших налоговиков много полномочий, — жди коррупции и усиления давления», — комментирует г-жа Лисовец.

Кроме того, нормы о привлечении к уголовной ответственности также заслуживают особого внимания. «Сейчас, конечно, серьезно увеличили пороги неуплаты налогов для начала уголовного преследования. Но в этом случае речь идет о значительных суммах, вполне достаточных для открытия производства по части 3 статьи 212 Уголовного кодекса Украины. Лицам, контролирующим КИК, в свете предложенных изменений нужно будет улучшить управление личными налоговыми рисками. Также в своей деятельности следует обязательно учитывать, что международный обмен фискальной информацией будет только расширяться. Это даст новые возможности налоговым органам Украины получать данные о прибыли КИК и, соответственно, привлекать к ответственности лиц, нарушивших правила плана BEPS. Концепцию предлагается внедрить с 1 января 2020 года. Хотя только 30 из 85 стран, присоединившихся к плану BEPS, имплементировали правила относительно КИК. Инструмент достаточно сложный в применении, а сроки слишком сжаты. Необходимо хотя бы на год-полтора отложить введение в силу статьи 392. Этот период можно использовать для адаптации бизнеса и запуска обновленных Государственной налоговой службы и Бюро финансовых расследований», — рассуждает она....

 

Практики