Ретроспективные изменения «зеленого тарифа» – анализ законопроекта

Ретроспективные изменения «зеленого тарифа» – анализ законопроекта

3 июля 2020 Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект № 3658 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии». Команда практики энергетики адвокатской компании «Соколовский и партнеры» дала правовой анализ документу:

«Законопроект, среди прочего, ограничивает сроки введения в эксплуатацию новых СЭС для получения «зеленого» тарифа путем их уменьшения до 01.08.2020.

Отмечаем, что приведенные положения законопроекта противоречат принципу правовой определенности, который является составной частью верховенства права, закрепленного статьей 8 Конституции Украины, а также ст. 1 Протокола Европейской конвенции по правам человека по мирному владению имуществом.

Так, ст. 1 Протокола Европейской конвенции по правам человека определено, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Концепция «имущества» в смысле статьи 1 Протокола имеет автономное толкование, то есть, не ограничивается собственностью на материальные вещи и не зависит от формальной классификации во внутреннем праве. Определенные права и интересы, составляющие активы, также могут считаться правом собственности, а следовательно, и «имуществом» (постановление Верховного суда от 03.06.2020 по делу № 369/4085/16-ц).

Закон должен быть доступным и предсказуемым, то есть выраженным с достаточной точностью, чтобы дать возможность лицу в случае необходимости регулировать его положениями свое поведение (решении от 13.12.2001 по делу «Церковь Бессарабской Митрополии против Молдовы»).

В свою очередь, действующие положения национального законодательства нужно формулировать так, чтобы они были достаточно доступными, четкими и предсказуемыми в практическом применении. Качество закона требует, чтобы он был доступен для данного лица и она также могла предсказать последствия его применения к ней и чтобы закон не противоречил принципу верховенства права (дело «Ґавенда против Польши» от 14.03.2002).

Таким образом, сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых СЭС нарушает принцип правовой определенности, тем самым нивелируя предсказуемость закона. Ведь, полагаясь на приведенный принцип и инвестируя в строительство СЭС, инвесторы получали несколько лет на заказ оборудования, строительство станции, прохождения регуляторных процедур и введение солнечных и ветровых электростанций в эксплуатацию с правом продавать электроэнергию по «зеленому» тарифу. Однако, в случае принятия законопроекта, инвесторами будут потеряны инвестиции и не будет получено ожидаемой прибыли.

Частью 1 ст. 18 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» определено, что «государство гарантирует стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности, соблюдения прав и законных интересов ее субъектов».

Тогда как ст. 19 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» определено следующее:

«Защита инвестиций - это комплекс организационных, технических и правовых мер, направленных на создание условий, способствующих сохранению инвестиций, достижению цели внесения инвестиций ... Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также международными договорами Украины ... ».

Статьей 10 Европейской Энергетической Хартии определено, что «ни в коем случае в отношении таких капиталовложений не должен предоставляться режим, менее благоприятный, чем этого требует международное право, включая обязательства по договору. Каждая Сторона придерживается каких-либо обязательств, которые она приняла в отношении инвестора или капиталовложения инвестора любой другой Договаривающейся Стороны».

В СМИ появилась информация о том, что народные депутаты Украины собирают подписи за назначение внеочередного заседания на 14 июля 2020 года. Среди вопросов, которые они должны рассматривать, значится  законопроект № 3658. Вместе с тем, в случае его принятия во втором чтении и в целом, будут нивелироваться предоставленные государством гарантии инвесторам и будет нарушено международное законодательство. Обязательства инвесторов буквально за 2 недели завершить строительство СЭС и ввести их в эксплуатацию априори нереалистичны.

Также следует отметить, что сейчас многие инвесторы строят относительно небольшие солнечные электростанции мощностью до 5-7 МВт. Они вложили свои и заимствованные средства. Многие из них не успевают достроить станции до 01.08.2020 и, соответственно, получить «зеленый тариф», как это предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, что это будет ощутимым ударом по среднему бизнесу, это также будет препятствовать построению более сбалансированной энергетической системы. Ведь известно, что именно такие небольшие станции помогают решить проблему небалансов.

Кроме того, принятие народными депутатами этого законопроекта в целом 14 июля 2020 года нарушит Регламент Верховной Рады, что дает основание для обращения в Конституционный Суд».