Закон о новом порядке финансового мониторинга: чего ждать предпринимателям?

Закон о новом порядке финансового мониторинга: чего ждать предпринимателям?

6 декабря 2019 года Верховная Рада Украины во втором чтении и в целом приняла проект закона №2179 «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Соответствующий закон вступает в силу через четыре месяца со дня его опубликования, то есть 28 апреля 2020 года, за исключением отдельных его положений.

Данный законопроект гармонизирует стандарты финансового мониторинга в соответствии с актуальными мировыми и европейскими нормами (адаптация рекомендаций FATF, 4-й директивы ЕС, Регламента 2015/847 ЕС о переводах). Стоит напомнить, что приведение правового регулирования процедур финансового мониторинга в соответствие с законодательством ЕС является частью международных обязательств Украины, определенных Соглашением об ассоциации с ЕС, а также ратифицированным в ноябре прошлого года Меморандумом о взаимопонимании между Украиной и ЕС.

Закон в целом меняет концепцию осуществления банками и другими специальными субъектами финансового мониторинга, вводя риск-ориентированный подход во всех процессах, что и является основной новеллой закона.

Проще говоря, чем выше риск операции, тем тщательнее внимание к ней со стороны субъектов первичного финансового мониторинга и государственных регуляторов.

Закон также устанавливает очень значительные штрафы для субъектов первичного финансового мониторинга (банков, финансовых компаний, нотариусов, адвокатов и др.) за ненадлежащее осуществление последним мероприятий, предусмотренных законом, что должно стимулировать их более тщательно проверять клиентов.

При этом, наблюдаются и положительные изменения, как, например увеличение пороговой суммы финансовых операций, о которых субъекты первичного финансового мониторинга обязаны сообщать Госфинмониторинг, а именно остается обязанность сообщать о финансовых операциях на сумму более 400 000 (сейчас 150 000 грн).

Большого внимания требуют изменения, касающиеся фактически возвращение «формы №6» в усовершенствованном виде.

       Так, соответствующий закон устанавливает, что для подтверждения сведений о конечном бенефициарном собственнике (контроллере) ежегодно, начиная со следующего года с даты государственной регистрации юридического лица, в течение 14 календарных дней представляются следующие документы: 

  • заявление о подтверждении конечного бенефициарного владельца;

  • структура собственности;

  • выписка из торгового или иного реестра участника-нерезидента;

  • нотариальная копия документа, удостоверяющего личность конечного бенефициарного владельца.

Такие же документы юридические лица обязаны подавать государственному регистратору при проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы и изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

Более того, непредоставление указанных документов государственному регистратору в установленные законом сроки влечет наложение на руководителя юридического лица или лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), штрафа от одной (17000 грн) до трех тысяч (51 000 грн) необлагаемых минимумов доходов граждан.

По мнению адвоката компании «Соколовский и партнеры» Дмитрия Соколика, цель, по  которой была принята новая редакция закона о финмониторинге, нивелируется средствами и методами, которыми планируется достижение этой цели. Анализируя его положения, можно прийти к выводу, что на практике, скорее всего, субъекты первичного финансового мониторинга (в частности, банки), будут еще интенсивнее проверять клиентов и их операции, опасаясь применения немалых штрафов со стороны государственного регулятора за ненадлежащее осуществление финансового мониторинга.

Поэтому, в это время нужно тщательнее относиться к структурированию бизнеса, планированию транзакций и переводу средств, для того, чтобы не войти в перечень «клиентов с высоким риском» и не получить проблемы с проведением банковских и других финансовых операций.