Урегулирование трудовых отношений по-новому: чего ждать?

Урегулирование трудовых отношений по-новому: чего ждать?

На сегодняшний день нормы Кодекса законов о труде 1971 году слишком устарели и не отвечают современным требованиям, а потому сложно адаптируются к правовой среды в Украине.

Именно поэтому, уже несколько раз по представлению Кабинета министров Украины в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект закона «О труде», которым планируется ввести новое трудовое законодательство.

Федерация профсоюзов Украины отметила, что приведенный выше проект закона лишает правовой защиты работников, а профсоюзные организации не смогут их защищать и соответствующий проект закона был отозван Кабинетом министров Украины.

Однако, 19.06.2020 года Кабинетом министров Украины было повторно подан доработанный проект закона «О труде» (далее - проект закона) на согласование в Федерацию профсоюзов Украины, что свидетельствует о желании законодателей кардинально изменить регулирования трудовых правоотношений.

Чего же ожидать от такого проекту закона «О труде»?

  1. Определение признаков трудовых отношений.

Так, проектом закона определено, что наличие трудовых отношений может устанавливаться следующими признаками:

- Работа выполняется (а услуги предоставляются) в определенном лицом, в интересах которого выполняется работа/услуги;

- выполнение работы (оказание услуг) лицом, имеющим конкретную квалификацию, профессию, должность и под контролем лица, и интересах которой такая работа (услуги) выполняются;

- выполняемые работы (услуги) аналогичны по смыслу той, которую выполняют работники работодателя;

- лицу за выполненную работу (предоставленные услуги) регулярно выплачивается вознаграждение в денежной или натуральной форме;

- продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливается лицом, в интересах которого выполняется работа (услуги предоставляются).

  1. Введены новые виде трудовых договоров.

Проектом закона предусматривается возможность заключения семи видов трудовых договоров, а именно:

  • срочный;
  • краткосрочный;
  • бессрочный;
  • сезонный;
  • ученический трудовой договор;
  • с нефиксированным рабочим временем;
  • трудовой договор с домашним работником.
  1. Отсутствие трудовых книжек.

С вступлением в силу закона, учет трудовой деятельности работников будет осуществляться в электронной форме - Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования. Тогда как ведение трудовых книжек будет осуществляться по договоренности между работником и работодателем, в которые будет дублироваться информация из приведенного выше реестра.

  1. Увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска.

Так, продолжительность ежегодного отпуска планируется увеличить до 28 рабочих дней за каждый отработанный рабочий год.

  1. Вводится ответственность за задержку расчетов с работником.

Так, если сроки выплаты заработной платы будут задержаны более чем на 15 календарных дней, работодатель обязуется оплатить работнику пеню в размере 0,05% от суммы долга за каждый день соответствующей задержки.

  1. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Проект закона предусматривает право работодателя по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор с работником, в случае, если последний отказывается от изменения существенных условий трудового договора, в том числе по причинам технологического, структурного, экономического или аналогичного характера.

О соответствующем решении работодатель письменно сообщает работника письменно, или указанными в трудовом договоре средствами электронной связи в последующие сроки:

  • не менее чем за 15 дней, в случае если работник работает у данного работодателя не более 6 месяцев.

  • не менее чем за 30 дней, в случае если работник работает у данного работодателя более 6 месяцев.

  • не менее чем за 60 дней, в случае если работник работает у данного работодателя более 5 лет.

  • не менее чем за 90 дней, в случае если работник работает у данного работодателя более 10 лет.

Тогда как по договоренности сторон, такие сроки могут быть изменены денежной компенсацией в определенном трудовым договором размере, но не менее двойного среднедневного заработка работника за один рабочий день уменьшение срока уведомления.

В свою очередь, без согласия работника приведенные выше сроки могут быть изменены денежной компенсацией в сумме, не менее тройного среднедневного заработка работника за один рабочий день уменьшение срока уведомления.

Принимая во внимание вышеизложенное, данный проект закона пытается сбалансировать интересы работников и работодателей, тем самым обеспечив их равенство. В свою очередь, принятие нового законодательства в сфере трудовых правоотношений, является крайне необходимым, поскольку действующее законодательство не приспособлено к сегодняшнему дню.