РРО для ФЛП - консультирует Наталья Куриленко

РРО для ФЛП - консультирует Наталья Куриленко

На наиболее актуальные вопросы по применению РРО отвечает Наталья Куриленко, адвокат, руководитель налоговой практики "Соколовский и партнеры": 

1) Какие категории ФЛП обязаны иметь кассовые аппараты, а кто может продолжать принимать платежи как и раньше?

Прежде всего, РРО не применяются ФЛП плательщиками единого налога первой группы. Относительно других ФЛП (плательщиков единого налога второй и третьей группы, плательщиков на общей системе), то они обязаны проводить расчетные операции через РРО исключительно в случае осуществления  расчетных операций. 

Поэтому, особое внимание должно быть обращено на определение понятия "расчетная операция". Под ним понимается, в частности, прием от покупателя наличных денег, платежных карт по месту реализации товаров (услуг).

С учетом этого, при отсутствии факта приема ФЛП наличных денег или платежных карт, отсутствует расчетная операция и обязанность применять РРО. И, чтобы не применять РРО, достаточно предоставлять покупателю счет на оплату через банк. Так, когда покупатель осуществляет оплату через банк на счет ФЛП, для такого ФЛП-получателя средств, операция проходит без применения РРО.  

И если ФЛП все оплаты будет проводить исключительно через банк, такому ФЛП не нужно приобретать и применять РРО.

При этом, ФЛП часто используют услуги оплаты за товары/работы/услуги  с помощью сервисов на собственном сайте. Такие сервисы онлайн оплат предоставляют банки и финучреждения на основании договоров с ФЛП.  Поэтому, анализировать необходимо именно эти договора на предмет наличия у ФЛП обязанности приема платежей (платежных/банковских карт) в счет оплаты товаров/работ/услуг. Если эта обязанность у ФЛП не установлена, то РРО не применяются.  

 2) Какие преимущества (если такие есть) и недостатки кассового аппарата для предпринимателей?

К недостаткам применения РРО можно отнести обязанность вести учет товарных запасов и продавать только те товары, которые отображены в таком учете. Учет осуществляется путем постоянного внесения в Форму учета информации о поступлении и выбывании товаров на основании первичных документов, которые являются неотъемлемой частью такого учета. То есть, кроме ведения формы учета, ФЛП необходимо сохранять и все документы по приобретению и продаже товара.

Эта обязанность не касается ФЛП, которые не являются плательщиками НДС. Однако, если ФЛП реализует технически сложные бытовые товары, которые подлежат гарантийному ремонту, а также лекарственные средства и изделия медицинского назначения, ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения и полудрагоценных камней – учет и документирование будут обязательными.  

Также, к недостаткам надо отнести ответственность за нарушение требований к ведению РРО. 

3) Какая ответственность за неустановление РРО? Кто и как будет проверять его наличие и использование? 

Проверки наличия и использования РРО проводят налоговые органы в рамках налоговой проверки. По результатам такой проверки штраф за непроведение расчетных операций через РРО будет составлять 100 процентов стоимости проданных товаров (работ,услуг) – за нарушение, совершенное впервые, и 150 процентов – за каждое следующее совершенное нарушение.