Игорь Шевченко о юридических ботах

Игорь Шевченко о юридических ботах

Газета «Юридическая практика», № 48 (1092) от 20 ноября 2018 года. Статья «С вами бот. Если нет возможности привлечь адвоката, то получить оперативную, качественную и понятную правовую помощь поможет бот, хотя все нюансы алгоритм предусмотреть не сможет»

Автор Игорь Шевченко, Legal Innovation Officer, советник IT/IP практики АК «Соколовский и Партнеры», 

«Юристов заменят боты», «В соревновании с юристами победил искусственный интеллект», «100 500 часов в год экономит компания, внедрив роботизированную программу, анализирующую договоры». Это типичные заголовки новостей за последние пару лет. Мы не считали точное количество часов, которое сэкономили наши боты, но абсолютно уверены, что эффективность работы компании повысилась и будет еще повышаться. Делимся опытом создания и использования чат-ботов в нашей адвокатской компании.

Чат-боты — программы, которые используются для решения типовых задач, отвечают на вопросы, а также самостоятельно задают их, — придумали лет пятьдесят назад. Широко использовать в бизнесе их начали только в последние годы. Примерно три года назад и мы серьезно задумались над тем, как с помощью ботов уменьшить рутину и отстроить бизнес-процессы. Сегодня в компании используются несколько ботов, которые можно разделить на две группы: боты-консультанты и боты-помощники юристов или боты-коммуникаторы.

Бот-консультант

Боты-консультанты дают советы клиентам по правовым вопросам на основе заранее созданных алгоритмов. Первым мы создали простой бот «Проезд». Он и сейчас помогает нашим посетителям найти оптимальные схемы подъезда к офису и бронирует парковочные места.

Первыми испытаниями этого бота мы остались довольны. Он же и вдохновил нас на создание сложных «юридических» ботов. Хотелось сделать их полноценными юридическими ассистентами, которые предоставляли бы клиенту четкие инструкции для действий в сложных правовых ситуациях. Для первых ботов отобрали наиболее проблемные для клиентов ситуации. Так появились боты «Обыск», «Допрос» и «Проверки ГСЧС» (в данном случае пожарных). Чтобы клиенты не путались в растущем количестве юридических помощников, позже мы объединили их в один бот-агрегатор «Адвокат в смартфоне». Мы также дали ссылку на него в общий доступ, чтобы воспользоваться им могли все, кто в этом заинтересован.

Создавать алгоритмы для этих ботов было очень сложно, ведь поместить в них надо было очень большие объемы информации, описав при этом все возможные варианты развития событий.

Работали методом «мозгового штурма». Как правило, команда состояла из двух-трех адвокатов, которые очень глубоко владеют темой, и модератора-айтишника. Его роль — правильно задавать вопросы по сути проблемы и добиваться однозначных ответов. Без этого превратить общее описание или инструкцию в логичный алгоритм было бы невозможно. После нескольких мозговых штурмов (как правило, двух или трех) появлялся первый вариант алгоритма, который потом еще несколько раз переделывали, доводя до совершенства. Только потом наступал завершающий этап — программирование бота.

Подготовка к возможному обыску — важная составная часть любого уголовного производства. Клиенту необходимо рассказать, какими должны быть его действия во время обыска, на что следует обратить особое внимание. Это чаще всего приходилось делать несколько раз во избежание допущения фатальных ошибок. Ранее мы проводили семинары, разрабатывали инструкции по поведению во время следственного действия, но это не оправдало себя из-за сложности для восприятия и запоминания неподготовленными людьми. Проблема заключается в том, что эти инструменты включают в себя большие объемы информации, описывая все возможные варианты развития событий.

При создании ботов «Допрос» и «Проверки ГСЧС» мы столкнулись с похожими проблемами. Все три наших бота помимо юридических советов дают пользователям ссылки на шаблоны заявлений, ходатайств, актов и других необходимых документов. Если цель предпринимателя, который начал пользоваться ботом, — обучение и тренировка, мы рекомендуем «пройти» бота несколько раз от начала и до конца. Если использовать эти инструменты прямо во время обыска, допроса или проверки, то они будут отдавать информацию по изначальному алгоритму, дозированно — только в привязке к возникшей ситуации.

Если нет возможности привлечь адвоката, то получить оперативную, качественную и понятную правовую помощь поможет бот. Но все нюансы алгоритм предусмотреть не сможет. Именно поэтому его нельзя считать полноценной заменой адвокатской помощи. Об этом мы предупреждаем всех, кто начинает пользоваться «Адвокатом в смартфоне».

Хотя вначале мы разрабатывали ботов для предпринимателей, сейчас видим два положительных побочных эффекта: боты оказались удобным инструментом для обучения начинающих адвокатов и действенным помощником в сопровождении клиента во время обыска, допроса, проверки юристами, которые не специализируются в соответствующей практике.

Полный текст читайте по ссылке 

Практики

Wrapper block publication