Что надо учесть предпринимателю во время фактической проверки?

Что надо учесть предпринимателю во время фактической проверки?

Камеральные, документальные (плановые/внеплановые, выездные/невыездные) проверки. Какие из них самые непредсказуемые для бизнеса? Наверное, фактические.

Так, фактическая проверка осуществляется по соблюдению законодательства по вопросам:

  • регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций,
  • ведения кассовых операций,наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров,
  • соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Относительно второго и третьего блока полномочий, по логике, проверяться должен «факт»: наличие/отсутствие лицензий или свидетельств; наличие/отсутствие трудового договора, заявления и приказа на принятие/увольнения с работы, трудовой книжки, должностной инструкции.

На практике же такая проверка может превратиться в проверку всех документов за три года. Ведь, с началом проверки, налогоплательщик обязан предоставить все документы, которые принадлежат или связаны с предметом проверки.

А вот границы принадлежности и связи с предметом проверки могут быть очень размытыми, исходя из анализа оснований для проведения фактической проверки (ст. 80 Налогового кодекса Украины), среди которых выявления фактов или получения информации о возможных нарушениях законодательства:

  • по производству и обороту подакцизных товаров;
  • по производству, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • по осуществлению функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива.

И хотя перечисленные вопросы не являются предметом фактической проверки (определенной ст. 75 Налогового кодекса Украины), во время ее осуществления они охотно будут проверяться контролирующим органом.

Советы: перед допуском на такую ​​фактическую проверку или перед предоставлением всех документов, необходимо оценить все риски – лучше с помощью адвоката, потому что самостоятельно все проанализировать объективно сложно. А тогда решать – либо не допускать к проверке, либо не предоставлять документы (которые не принадлежат или не связаны с предметом проверки).

Автор
Наталья Куриленко
Руководитель налоговой практики. Старший советник. Аудитор. Адвокат