Наталья Куриленко о перспективах нулевой декларации

Наталья Куриленко о перспективах нулевой декларации

pravo.ua. Комментарий Натальи Куриленко к статье "Приумножить на ноль: станет ли нулевая декларация панацеей от коррупции?"

 

Снова обратить внимание на правовые аспекты нулевой декларации заставило заявление Президента Украины Владимира Зеленского о намерении уже в этом году принять профильный закон о нулевой декларации. Затем эту же идею озвучил премьер-министр Украины Дмитрий Шмыгаль, подводя итоги 100 дней работы правительства. Поскольку новой инициативы в этой связи не обнаружено, мы предположили, что речь идет о принятии одного из двух альтернативных проектов, которые еще с осени находятся в Верховной Раде Украины. Это законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей применения специального декларирования за нарушение физическими лицами налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, имевшие место до 31 декабря 2018 года» (проект № 1232) и законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно добровольного единовременного декларирования активов физических лиц» (проект № 1232-1).

Минимальное сходство

Несмотря на альтернативность двух проектов, они имеют существенные различия. На это обращает внимание Наталья Куриленко, руководитель налоговой практики АК «Соколовский и Партнеры». «Законопроекты объединены общей идеей поголовного разового декларирования и тотальной уплаты налога на доходы физических лиц. При этом они принципиально отличаются друг от друга по многим правовым конструкциям», — отмечает г-жа Куриленко.

Так, прежде всего проекты предполагают разные объекты декларирования. Проект №1232-1 устанавливает декларирование активов, принадлежащих физлицу / конечному бенефициарному собственнику на последнюю дату предыдущего года (31 декабря 2019 года), в то время как проектом № 1232 предусмотрено декларирование доходов, полученных физлицами-резидентами (или бывшими резидентами) до 31 декабря 2018 года в течение нескольких налоговых периодов (скольких, не уточняется). В момент получения с этих доходов должны были быть уплачены налоги. «Учитывая, что по состоянию на 31 декабря 2018 года этих активов могло уже и не быть, без сомнения, такие нововведения могут значительно увеличить базу налогообложения физлиц», ― отмечает эксперт.

Второй принципиально важный аспект — возможность уточнения декларации. Если проект № 1232 предполагает данную возможность до окончания сроков на подачу такой декларации, чтобы можно было в дальнейшем проверить эту декларацию и доначислить налоги и штрафы, то проектом № 1232-1 предусмотрено право уточнять декларацию неограниченное количество раз. «Это связано с последующим использованием задекларированных средств как источника подтверждения понесенных затрат. При этом по проекту № 1232-1 декларация не проверяется, и, соответственно, налог и штрафы не начисляются», — подчеркивает г-жа Куриленко.

Третье важное отличие в контроле затрат. Так, по словам Натальи Куриленко, проект № 1232-1 помимо единоразового декларирования предусматривает введение реестра расходов физлиц. Их контроль, как предполагается проектом, будет осуществляться по результатам каждого отчетного года. Также вводится обязательство для всех юридических и самозанятых лиц информировать налоговую о продаже физлицам активов, предоставлении услуг или выполнении работ. Дополнительно вводится понятие размера неделимой единицы, когда сумма по одной сделке превышает размер финопераций, подлежащих обязательному финмониторингу (от 400 000 грн).

Фактически, как поясняет эксперт, контроль затрат предусматривает их сопоставление с полученными доходами, в том числе по результатам единоразового декларирования. А вот методология его осуществления проектом не прописана, и ее утверждение делегируется Кабмину. «Это повышает неопределенность и увеличивает риски для плательщика», — считает г-жа Куриленко.

Помимо этого, опасение юристов вызывает расширение полномочий налоговых органов при проведении контроля затрат. В частности, предлагается предоставить им право:

  • по письменному запросу истребовать у физлица пояснения и документальные подтверждения (оригиналы или нотариально заверенные копии) источников полученных средств для понесенных затрат, которые превышают полученные доходы;
  • направлять запросы третьим лицам (в том числе в других государствах) для подтверждения источников получения средств (если физлицо самостоятельно их не подтвердило оригиналами документов или их нотариально заверенными копиями);
  • проводить документальные невыездные проверки по месту проживания физлица;
  • рассчитывать налог на доходы физических лиц по ставке 18 % от превышения понесенных затрат над полученными доходами и применять штраф в размере 25 % от начисленного налога.

Полный текст статьи