Проверка налоговой – не стоит бояться

Проверка налоговой – не стоит бояться

Куриленко Наталия Евгеньевна, специалист по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения АО «Адвокатская компания «Соколовский и Партнеры»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с правовыми аспектами проведения органами налоговой службы проверок правильности начисления, полноты и своевременности оплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также последствий таких проверок.

Нормативная база:
Закон Украины от 04.12.1990 №509-XІІ «О государственной налоговой службе в Украине» (с изменениями и дополнениями)

Закон Украины от 21.12.2000 №2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Украины от 04.12.1990 N 509-XІІ «О государственной налоговой службе в Украине» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту Закон о ГНС), органы Государственной налоговой службы (ГНС) имеют право:

- «осуществлять документальные невыездные проверки (на основании представленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их подачи), а также плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдение валютного законодательства юридическими лицами, их филиалами, отделениями, другими отдельными подразделениями, которые не имеют статуса юридического лица, а также физическими лицами, которые имеют статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеют такого статуса, на которые согласно законам Украины возложена обязанность удерживать и/или платить налоги и сборы (обязательные платежи), кроме Национального банка Украины и его учреждений (далее - налогоплательщики )».

Документальные невыездные проверки – это обычные камеральные проверки, смыслом которых является арифметическая проверка заполнения данных, внесенных налогоплательщиком в декларацию и правильности применения коэффициентов (для тех деклараций, где это предусмотрено).

В данной статье будут рассматриваться порядок и основания для проведения плановых и внеплановых выездных проверок.

Статьей 111 Закона о ГНС предусмотрено, что:

1. «Плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по местонахождению такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка».

2. «Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из таких обстоятельств…».

Далее в Законе идет перечень этих самых обстоятельств, и самое главное то, что органы ГНС, инициируя проверки, далеко не всегда четко их соблюдают. Обратите на это внимание!

Статьей 112 Закона о ГНС предусмотрены условия допуска должностных лиц органов ГНС к проведению плановых и внеплановых выездных проверок. Поэтому, перед тем, как впустить представителей налоговой на предприятие, обязательно проверьте наличие оснований для проведения проверки:

«1) направление на проверку, в котором отмечаются дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звание и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленного печатью органа государственной налоговой службы;

2) копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором отмечаются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания

Мы хотели бы акцентировать внимание директоров, бухгалтеров и юристов предприятий на указанных выше основаниях допуска сотрудников налоговых органов к проверке! В связи с тем, что в ч.2 статьи 112 Закона о ГНС в императивной форме, сказано что:

«Непредоставление этих документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением требований, установленных частью первой этой статьи, является основанием для недопуска должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки».

Также хотелось бы обратить внимание на сроки проведения проверок, а также на сроки их продления (части 9-12 статьи 111 Закона о ГНС):

«Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 10 рабочих дней.

Продолжительность внеплановой выездной проверки не должна превышать 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней.

Продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно на срок не более чем 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней.

Продление сроков проведения внеплановой выездной проверки возможно на срок не более чем 5 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 2 рабочие дня».

Следует отметить, что продление сроков проведения как плановых, так и внеплановых выездных проверок возможно только на основании соответствующего приказа руководителя налогового органа.

Если должностные лица субъекта хозяйствования считают, что их права или права предприятия нарушены, тогда у них есть законное право на обжалование действий органов ГНС (вступить в спор с налоговой,) как в административном (право на административное обжалование решений налоговой инспекции в вышестоящих органах ГНАУ), так и в судебном порядке, в соответствии со статьёй 14 Закона Украины от 04.12.1990 №509-XІІ «О государственной налоговой службе в Украине» (с изменениями и дополнениями) и пунктом 5.2 статьи 5 Закона Украины от 21.12.2000 №2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (с изменениями и дополнениями).

На страже интересов налогоплательщика стоит Закон, который определяет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами органов государственной налоговой службы своих обязанностей, за что они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, криминальной и материальной ответственности согласно действующему законодательству.

Изложенные выше права, предоставленные субъектам хозяйствования законами Украины, можно использовать для защиты их интересов. Не надо бояться отстаивать свои законные интересы, не надо идти на поводу у людей, имеющих «фискальные склонности», не надо пытаться с ними договориться и не имеет смысла соглашаться с противозаконными требованиями сотрудников налоговых органов, как впрочем и других государственных служащих.

Мы не призываем аккумулировать злобу против сотрудников органов ГНС, просто сейчас экономически выгодно твердо защищать свои интересы. Конечно, не всегда психологически комфортно приходиться директору или бухгалтеру предприятия во время проверок налоговой и трудно выстоять против нажима должностных лиц органов ГНС. Порою не все тонкости законодательства известны, а опыт в защите интересов собственного предприятия может отсутствовать.

Наверное, не стоит надеяться только на себя и в случае возникновения проблем, имеет смысл обращаться к специалистам в правовой сфере (с зубной болью – идут к стоматологу, каждый должен заниматься своим делом).

В Адвокатской компании "Соколовский и Партнеры" работают специалисты, имеющие богатый опыт: в представлении интересов клиентов в налоговых органах и в административном обжаловании решений налоговых инспекций в вышестоящих органах ГНАУ и в судебных процессах.
Интересы клиента защищает не один человек, а команда адвокатов и аудиторов, обладающих знаниями и опытом, как в области налогообложения, так и налоговой адвокатуре.