Квалифицированная электронная подпись в вопросах и ответах (часть 1)

Квалифицированная электронная подпись в вопросах и ответах (часть 1)

Серия вопросов-ответов об использовании КЭП (квалифицированной электронной подписи). Разъясняет Игорь Шевченко, руководитель IT/IP практики "Соколовский и партнеры".

 

"Как получить КЭП?"

Получить ключ квалифицированной электронной подписи можно у одного из “Квалифицированных предоставителей электронных доверительных услуг” (КПЭДУ) – ранее они назывались АЦСК – аттестованные центры сертификации ключей. На данный момент их 22

https://czo.gov.ua/ca-registry

Самое удобное, по нашему мнению, это сделать через Информационно-справочный департамент ГНС, Государственное предприятие "ДИЯ" (бывший АЦСК Министерства юстиции) или через "АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ПРИВАТБАНК" - если Вы являетесь клиентом этого банка, то ключ можно получить за 5 минут онлайн. Для получения ключа КЭП необходимо написать заявление на бланке, подготовить копии паспорта и справки о предоставлении идентификационного кода (РНОКПП) и прийти в офис КПЭДУ с диском или флешкой, куда и запишут ключ КЭП.

 

Как хранить ключи КЭП?

Если коротко, то хранить так, чтобы никто не имел ключей доступа. Не делать лишние копии, не оставлять носители без присмотра, не доверять ключи другим лицам. Как вариант, можно держать диск с ключом в сейфе, носить флешку с ключом в качестве брелока.

Если кто-то из других людей получил доступ к вашему ключу КЭП, это считается его компрометацией и об этом нужно немедленно сообщить Квалифицированному предоставителю электронных доверительных услуг (КПЭДУ), чтобы заблокировать соответствующий открытый сертификат.

 

Что такое защищенный носитель КЭП?

Защищенный носитель ключа квалифицированной электронной подписи – это электронное устройство, которое может походить на USB-флешку. В нем хранится файл ключа таким образом, что его нельзя вытереть, изменить или скопировать.

Такой ключ КЭП может существовать только в единственном экземпляре. Его нельзя хранить среди других файлов на персональном компьютере. Защищенный носитель обеспечивает больший уровень конфиденциальности, надежности хранения и меньшую возможность компрометации - попадание в чужие руки. Защищенным носителем ключа КЭП является также ID-карта гражданина Украины.

 

Чем отличается КЭП физлица и КЭП руководителя предприятия или бухгалтера?

Если физическое лицо получило КЭП, оно может использовать его для собственной идентификации или для идентификации себя как ФЛП, например, при представлении отчетности. Однако руководителю и бухгалтеру предприятия следует получить отдельные ключи. В сертификате лица как руководителя или бухгалтера указываются данные о юридическом лице, должностными лицами которого они являются. В случае смены руководителя или бухгалтера юридического лица ключи также подлежат замене.

 

Будет ли действителен договор, подписанный КЭП, когда истечет срок действия ключа?

Ключи КЭП издаются с ограниченным сроком действия (до двух лет с момента их формирования). Это связано с их безопасностью. Однако истечение срока действия ключа никак не влияет на действие договора, подписанного вашим КЭПом. Самое главное - ключ квалифицированной электронной подписи, как и открытый сертификат, должен действовать на момент подписания договора. Проверить их действие можно на сайте Вашего квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг (КПЭДУ) в разделе “Сертификаты” или “Поиск сертификата”.

 

Сколько ключей квалифицированной электронной подписи может быть у одного человека?

У одного человека теоретически может быть большое количество ключей КЭП. Во-первых, вы можете получить ключи у нескольких квалифицированных поставщиков электронных доверительных услуг (КПЭДУ). Во-вторых, кроме КЭП физического лица, вы можете получить ключи как руководитель или бухгалтер нескольких юридических лиц (конечно, если вы работаете там руководителем или бухгалтером). При наличии нескольких ключей КЭП следует быть внимательным, так как они не всегда взаимозаменяемы.