Адвокатська компанія "Соколовський і Партнери"

Сильна команда податкових адвокатів
  • Eng
  • Рус
  • Укр

19 років на ринку юридичних послуг

 
 
  • Податкова адвокатура, податкове планування, податкове представництво, спори з податковою, юридична допомога під час податкових перевірок, оскарження рішень ДПІ
  • Оптимізація кредиторської та дебіторської заборгованості, досудова санація, стягнення заборгованості, банкрутство
  • Господарські спори, тендерне законодавство, складання договорів, вирішення корпоративних спорів
  • Правова допомога адвоката у цивільному, господарському, адміністративному, кримінальному процесах, представництво інтересів в Європейському Суді з прав Людини
  • Консультації з експортно-імпортних операцій, підготовка контрактної документації, оскарження рішень митних органів в адміністративному та/або судовому порядках
  • Правова допомога під час допиту, захист в суді, оскарження дій слідчого, прокурора, слідчого судді, адвокатська допомога потерпілому
  • Комплексна правова експертиза господарської діяльності юридичної особи з метою визначення її справедливої ​​ціни на ринку і реального стану активів
  • Супровід угод (M&A) з аналізом фінансових господарсько-правових і податкових наслідків, вибір найбільш оптимальних юридичних та економічних рішень
  • Розробка та впровадження антикорупційних програм, здійснення compliance-процедур, супровід під час розслідування корупційних правопорушень
  • Оформлення прав на землю, вирішення земельних спорів, консультації з земельного законодавства, юридична допомога сільськогосподарським виробникам
  • Консультації з трудового права, складання внутрішніх документів підприємства, адвокатська допомога у вирішенні трудових спорів, консультації з охорони праці

Телефони в Києві: +38 (044) 495-19-28, 495-19-29, 275-67-99

Ел. пошта: pravo@splf.ua

Skype: splf.ua

Отримання статусу уповноваженого економічного оператора: про що мовчить Митний кодекс

Тетяна Лисовець, старший партнер адвокатської компанії «Соколовський і Партнери»

Опубліковано в газеті «Юридическая практика» 24 липня 2012 року

Новый Таможен­ный кодекс Украи­ны, вступивший в силу 1 июня с.г., в целом, намного прогрессив­нее своего «пред­шес­т­венника», однако он тоже вызывает огромное количество вопросов.

На мировом уровне

Интересным новшеством в таможенном законодательстве Украины стало введение института уполномоченного экономического оператора как формы государственно-частного партнерства. Следует отметить, что подобная форма концепции партнерства «таможня — бизнес» впервые была очерчена на международном уровне в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвен­ция) путем установления специальных проце­дур для «уполномоченных лиц». На основе этих правил была разработана более по­дробная концепция «Уполномоченных экономических операторов», которая закрепилась в системе рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE), утвержденной 23 июня 2005 года Всемирной таможенной организацией. Это стало началом активного внедрения программы уполномоченных экономических операторов (преимущественно развитыми странами), и по состоянию на март с.г. она уже применялась в более чем 40 странах мира. С 2005 года указанная концепция была закреплена в Таможенном кодексе Европейского Союза. Целью соответствующих программ было максимальное соблюдение баланса между интересами бизнеса и таможни для содействия международной торговле, уменьшения необходимых таможенных процедур при движении товара, при условии, что лица, осуществляющие такое движение товара, соответствуют четким критериям безопасности и прозрачности ведения бизнеса.

Шансов мало

В украинском законодательстве соответствующие положения нашли свое отражение в главе 2 Таможенного кодекса Украины. Так, уполномоченным экономическим оператором может быть предприятие, которое создано согласно законодательству Украины и соответствует условиям, установленным статьей 14 Таможенного кодекса Украины, и имеет право пользоваться специальными упрощениями в соответствии со статьей 15 настоящего Кодекса.

Вместе с тем некоторые условия, соблюдение которых дает возможность пред­приятию получить сертификат уполномоченного экономического оператора, создают некий дисбаланс в отношениях «государство — бизнес».

Так, согласно части 1 статьи 14 Та­моженного кодекса Украины, для получения сертификата уполномоченного экономического оператора предприятие должно отвечать определенным условиям. Лицо должно осуществлять внешне­экономическую деятельность в течение не менее трех лет до дня обращения в таможню с заявлением о предоставлении статуса уполномоченного оператора экономической деятельности. Также у него должны отсутствовать на день обращения в таможню невыполненные обязательства по уплате таможенных платежей, пени и задолженности согласно налоговому законодательству. Еще одним условием для получения статуса уполномоченного оператора экономической деятельности является отсутствие в течение трех лет до дня обращения в таможню фактов привлечения должностных лиц предприятия к административной ответственности за нарушение таможенных правил по статьям 472, 482 — 485 настоящего Кодекса. Кроме того, такое лицо должно иметь систему учета товаров, которая дает возможность сравнивать документы и сведения, предоставляемые таможенным органам при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления, с документами и сведениями об осуществлении хозяйственной деятельности. И последним условием является отсутствие на день обращения к таможне суммы непогашенного денежного обязательства, определенного по результатам документальной проверки.

Если первые условия можно назвать вполне адекватными, то последнее вызывает некоторое непонимание. Указанное условие сводится к наличию самого факта определения денежного обязательства по результатам документальной проверки. Выделение в отдельные пункты получения сертификата отсутствия на день обращения в таможню невыполненного обязательства по уплате таможенных платежей и пени, а также отсутствия на день обращения в таможню задолженности согласно налоговому законодательству, наличия начисленного, но не согласованного в установленном законом порядке денежного обязательства (например, налогового уведомления-решения, обжалуемого в административном или судебном порядке, срок уплаты по которому не наступил), лишают предприятие возможности получить сертификат уполномоченного экономического оператора.

Мало того, наличие непогашенного денежного обязательства, определенного по результатам документальной проверки, также является основанием для при­остановления действия сертификата уполномоченного экономического оператора до момента погашения такого обязательства. Такая норма делает предприятие заложником статуса уполномоченного экономического оператора. Она лишает его возможности доказывать неправомерность начисления и заставляет либо «подчиниться силе» и безропотно заплатить начисленное, пусть даже неправомерно, денежное обязательство, либо фактически на время обжалования лишиться этого статуса.

Согласно Таможенному кодексу Укра­ины, документальные плановые выездные проверки на предприятии, имеющем статус уполномоченного экономического оператора, должны проводиться не чаще одного раза в 30 месяцев, вместо одного раза в 12 месяцев для предприятий, не имеющих такого статуса. Но, с учетом возможности проведения внеплановых проверок и отношения государственных органов к бизнесу на Украине, это преимущество нивелируется.

Положения пункта 22 статьи 58 Та­моженного кодекса Украины гарантируют уполномоченным экономическим операторам автоматическое применение метода определения таможенной стоимости по цене договора (контракта) по импортируемым товарам (стоимость операции). Однако следует не забывать о возможности осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости после завершения таможенного контроля.

Конечно, статус уполномоченного экономического оператора способствует улучшению ведения бизнеса, так как дает возможность пользоваться специальными упрощениями.

Однако механизм применения таможенных процедур для реализации специальных упрощений, прописанный в Порядке применения специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, утвержденном постановлением Кабинета Ми­нистра Украины № 447 от 21 мая с.г., весьма поверхностный. Очевидно, что специальные упрощения и механизмы их применения на практике еще долго будут совершенствоваться.

Возможно, наступит то время, когда институт уполномоченных экономических операторов действительно превратится во взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса. Но на данный момент получение специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов может обойтись очень дорого.

Ви сповіщаєте про хибодрук в наступному тексті:
Щоб надіслати повідомлення натисніть кнопку "Сповістити про хибодрук". Також можна додати коментар.