Адвокатская компания "Соколовский и Партнеры"

Сильная команда налоговых адвокатов
  • Eng
  • Рус
  • Укр

18 лет на рынке юридических услуг

 
 
  • Налоговая адвокатура, налоговое планирование, налоговое представительство, споры с налоговой, юридическая помощь во время налоговых проверок, обжалование решений ГНИ
  • Оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности, досудебная санация, взыскание задолженности, банкротство
  • Хозяйственные споры, тендерное законодательство, составление договоров, решение корпоративных споров
  • Правовая помощь адвоката в гражданском, хозяйственном, административном,  уголовном процессах, представительство интересов в Европейском Суде по правам Человека
  • Консультации по экспортно-импортным операциям, подготовка контрактной документации, обжалование решений таможенных органов в административном и/или судебном порядках
  • Правовая помощь во время допроса, защита в суде, обжалование действий следователя, прокурора, следственного судьи, адвокатская помощь потерпевшему
  • Комплексная правовая экспертиза хозяйственной деятельности юридического лица с целью определения его справедливой цены на рынке и реального состояния активов
  • Сопровождение сделок (M&A) с анализом финансовых хозяйственно-правовых и налоговых последствий, выбор наиболее оптимальных юридических и экономических решений
  • Разработка и внедрение антикоррупционных программ, осуществление compliance-процедур, сопровождение при расследовании коррупционных правонарушений
  • Оформление прав на землю, разрешение земельных споров, консультации по земельному законодательству, юридическая помощь сельскохозяйственным производителям
  • Консультации по трудовому праву, составление внутренних документов предприятия, адвокатская помощь в решении трудовых споров, консультации по охране труда

Телефоны в Киеве: +38 (044) 495-19-28, 495-19-29, 275-67-99

Эл. почта: pravo@splf.ua

Skype: splf.ua

Проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере права на здравоохранение

Давыдова Наталия Александровна,

кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской компании "Соколовский и партнеры"

В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере права на здравоохранение

В Украине существует разветвленная система нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения, которые, с одной стороны, имеют вертикальную иерархию, а с другой стороны горизонтальную структуру.

По критерию юридической силы законодательные акты составляют вертикальную систему. Структура этой системы обусловлена двумя факторами. Во-первых, приматом норм международных договоров, согласие на обязательность которых предоставляется Верховным Советом Украины, во-вторых, структурой органов законодательной и исполнительной власти, которые выполняют функции по созданию правовых норм в сфере здравоохранения.

Ч. 1 ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает: "Государства, которые принимают участие в этом Пакте, признают право каждого человека на высочайший достижимый уровень физического и психического здоровья".

Между некоторыми нормами ГК и нормами международно-правовых актов можно найти несоответствия. Например, во втором предложении ч. 3 ст. 290 ГК содержится новелла относительно права членов семьи и близких родственников донора, умершего лица, знать имя реципиента.

Следует отметить, что ст. 12 Резолюции Совета Европы № (78) содержит требование, соответственно которому лицо донора не должно быть известно реципиенту, а лицо реципиента - семьи донора. Эта норма кажется более взвешенной, поскольку в связи с пересадкой органа лица, которое известно реципиенту, у последнего может возникнуть психологический дискомфорт и ощущение в себе чужой личности. С другой стороны в случае, когда члены семьи или близкие родственники умершего лица узнают о реципиенте, которому был имплантирован орган, возможен шантаж и требования.

И так, считаем, что второе предложение ч. 3 ст. 290 ГК следует изложить в следующей редакции: "Лицо донора не должно быть известно реципиенту, а лицо реципиента - семьи донора".

Вопрос адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза возник в связи с подписанием 14 июня 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами. Ст. 51 этого документа определяет приоритет сфер, в которых осуществляется адаптация законодательства, из них предмет исследования непосредственно касается здравоохранения и жизни людей. На основании этого документа начался процесс формирования нормативно-правовой базы адаптации, результатом которого было принятие Закона Украины "Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза" и Указа Президента Украины от 28 апреля 2004 г. № 493/2004 "О Стратегии экономического и социального развития Украины "Путем Европейской интеграции" на 2004-2015 года".

Несоответствие также проявляется в нормах, которые регулируют отношения по поводу пересадки гомотрансплантанта живого донора. Согласно ч. 4 ст. 12 Закона Украины "О трансплантации органов и других анатомических материалов человека" взятие гомотрансплантанта (за исключением анатомических материалов, взятие способных к регенерации) у живого донора допускается в случаях, когда реципиент и донор находятся в браке или являются близкими родственниками (отец, мать, сын, дочь, дед, баба, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, племянник, племянница). Таким образом, установлен законодательный запрет на пересадку органов между лицами, которые не находятся в родственной связи. Такая норма обусловлена этическими (пожертвование здоровьем ради жизни близкого человека) и медицинскими (генетически близкий орган в большей мере дает надежду на успех операции) мотивами. Тем не менее, данное положение вступает в противоречие с Резолюцией Совета Европы № (78) 29, которая не запрещает проведения трансплантации между лицами, которые не являются родственниками. Больше того п. 2 ст. 2 Резолюции требует сохранения анонимности донора и реципиента за исключением близких личных или родственных отношений между ними. По нашему мнению, норма ч. 4 ст. 12 Закона Украины "О трансплантации органов и других анатомических материалов человека" полностью согласовывает с этической концепцией трансплантации, которая нашла свое закрепление в запрете оплатного донорства. Этот принцип содержится во всех документах Всемирной организации здравоохранения и Всемирной медицинской ассамблеи по вопросам трансплантации. Мировая медицинская общественность неоднократно осуждала торговлю органами человека. Разрешение проводить трансплантацию между донором и реципиентом, которые не находятся в родственных отношениях, фактически означает разрешение на оплатное донорство. Тяжело вообразить другие, за исключением финансовых мотивов, из которых человек соглашается потерять собственное здоровье путем изъятия невозобновленного органа.

По критерию органа, который санкционировал нормативно-правовой документ, можно определить несколько блоков украинского законодательства, главным из которых является конституционный блок. Второй блок составляют ГК Украины, законы и законодательные акты.

Следующий блок составляют указы и распоряжения Президента Украины и нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины. Большой по объему блок - ведомственные нормативно-правовые акты, которые выдаются МОЗ Украины. Кроме того, правовым вопросом в сфере здравоохранения посвящено несколько решений Конституционного суда Украины.

По нашему мнению, система нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения отличается от классической, согласно которой нормы права могут быть общими или специальными. В исследуемой сфере законодательство состоит из комплексного и специального.

В состав комплексного законодательства о здравоохранении входят нормативно-правовые акты, предметом регулирования которых являются разные общественные отношения, в том числе отношения, что является предметом исследования. К комплексному законодательству можно отнести Закон Украины "О психиатрической помощи"; Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", Закон Украины "О лечебных средствах", Закон Украины "Об охране окружающей природной среды".

Специальное законодательство - это нормативно-правовые акты, которые не противоречат комплексным нормативно-правовым актам, но уточняют, дополняют и конкретизируют их. Для сферы здравоохранения основным, среди специальных нормативно-правовых актов, является Закон Украины "Основы законодательства Украины о здравоохранении ".

Не смотря на многочисленность нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения, можно встретить предложения принятия дополнительных законов, например, закона «О первичной медико-санитарной помощи», «О защите прав пациента», «О частной медицинской деятельности в системе здравоохранения», «О профилактической деятельности в системе здравоохранения».

Кроме нормативно-правовых актов в сфере отношений, связанных с таким благом как здоровье, влияние совершают также другие социальные регуляторы. Например, нормы нравственности регулируют отношения по предоставлению медицинских услуг. Эти нормы, в отличие от правовых, не обеспечены силой государственного принуждения, законодательно не закреплены в нормативно-правовых актах и не имеют общеобязательного значения. Нормы морали и нравственности представляют собой систему принципов, взглядов, убеждений, которые сложились исторически в результате многоразового использования.

Нормы морали могут влиять на правовое регулирование тремя способами. Во-первых, данные нормы могут быть основой для принятия аналогичных по смыслу правовых норм. Во-вторых, существование в обществе норм морали предоставит сторонам возможность включить в договор некоторые из них, что создаст поле правового регулирования в отношениях, которые складываются между этими сторонами. В-третьих, нормы морали могут быть учтены при создании так называемых этических кодексов врачей. Они не являются нормативно-правовыми актами, но могут быть использованы для осуществления контроля над деятельностью врачей, их взаимоотношений с пациентами и качеством предоставленных медицинских услуг. Например, Международный Кодекс медицинской этики (принятый Генеральной ассамблеей ВМА в 1949 г.), Положение о медицинском обследовании, "теле медицине" и медицинской этике (принято Всемирной медицинской ассамблеей в 1992 г.), Принципы медицинской этики (принятые Генеральной ассамблеей ООН в 1983 г.)

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.