Адвокатская компания "Соколовский и Партнеры"

Сильная команда налоговых адвокатов
  • Eng
  • Рус
  • Укр

18 лет на рынке юридических услуг

 
 
  • Налоговая адвокатура, налоговое планирование, налоговое представительство, споры с налоговой, юридическая помощь во время налоговых проверок, обжалование решений ГНИ
  • Оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности, досудебная санация, взыскание задолженности, банкротство
  • Хозяйственные споры, тендерное законодательство, составление договоров, решение корпоративных споров
  • Правовая помощь адвоката в гражданском, хозяйственном, административном,  уголовном процессах, представительство интересов в Европейском Суде по правам Человека
  • Консультации по экспортно-импортным операциям, подготовка контрактной документации, обжалование решений таможенных органов в административном и/или судебном порядках
  • Правовая помощь во время допроса, защита в суде, обжалование действий следователя, прокурора, следственного судьи, адвокатская помощь потерпевшему
  • Комплексная правовая экспертиза хозяйственной деятельности юридического лица с целью определения его справедливой цены на рынке и реального состояния активов
  • Сопровождение сделок (M&A) с анализом финансовых хозяйственно-правовых и налоговых последствий, выбор наиболее оптимальных юридических и экономических решений
  • Разработка и внедрение антикоррупционных программ, осуществление compliance-процедур, сопровождение при расследовании коррупционных правонарушений
  • Оформление прав на землю, разрешение земельных споров, консультации по земельному законодательству, юридическая помощь сельскохозяйственным производителям
  • Консультации по трудовому праву, составление внутренних документов предприятия, адвокатская помощь в решении трудовых споров, консультации по охране труда

Телефоны в Киеве: +38 (044) 495-19-28, 495-19-29, 275-67-99

Эл. почта: pravo@splf.ua

Skype: splf.ua

Правовой аспект понятия „местожительства”

Давыдова Наталия Александровна,
кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской компании "Соколовский и партнеры"

В данной статье рассматривется понятие и суть местожительства. Рассматривается также Институт регистрации, и Институт прописки которые сопоставляются друг другу.

Свобода в выборе местожительства - это одно из важнейших прав человека, предусмотренных национальными нормативно-правовыми актами и международными соглашениями. Это один из основных принципов гражданского и жилищного права. Принципы любой области права составляют основу для унифицированного развития ее правовых институтов с целью общеобязательного руководства при реализации конкретных субъективных прав. Их значение заключается в том, что в них отображается наиболее характерные особенности и общая направленность права и его важнейших институтов, в связи, с чем они дают возможность познать суть этой области права, ее общественный характер в целом, а также отдельных институтов. Итак, отнесение свободы в выборе местожительства к принципам жилищного права, т.е. к базовым понятиям этой области права и законодательства, свидетельствует о необходимости определения понятия "местожительства". Целью данной статьи является исследование разных, противоположных за сутью, определений этого понятия, раскрытие содержания понятия "местожительства " в соотношении с "местом прописки" и "местом регистрации".

В процессе написания статьи мы детально ознакомились с современным конституционным, гражданским, жилищным законодательством и доктринальными положениями, которые содержатся в роботах национальных и зарубежных авторов из проблем, которые нас интересуют. Это, вчастности, работы Д.В. Бобровой, О.В. Дзери, А.С. Довгерта, О.В. Кохановской, Н.С. Кузнецовой В.В. Луця, Я.М. Шевченко и др.

Специальные исследования таких авторов, как Л.О. Красавчиковой, М.С. Малеина, М.М. Малеиной О.О. Пунди, З.В. Ромовской, Р.О. Стефанчука, С.И. Чорнооченко, стали основой для углублённых выводов в процессе рассмотрения дискуссионных вопросов жилищного и гражданского права.

Термин "местожительство" используется в многочисленных международно-правовых документах, например в ст. 2 Конвенции «О защите прав и основных свобод человека» указано: "Каждый человек, который законно находится на территории любого государства, в пределах этой территории имеет право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Осуществление этих прав не подлежит ни одному ограничению, за исключением тех, которые вводятся согласно Закону и необходимые в демократическом обществе в интересах национальной или общественной безопасности, с целью поддержания общественного порядка, предотвращение преступлений, для защиты здоровья или морали или с целью защиты прав и свобод других людей".

Норма ст. 13 Общей Декларации Прав Человека установила право каждого человека свободно передвигаться и избирать себе местожительство в пределах каждого государства.

Ст. 12 Пакта «О гражданских и политических правах» предусматривает, что каждому, кто законно находится на территории любого государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства .

Впервые на высшем законодательном уровне право на выбор местожительства в Украине было провозглашено ст. 33 Конституции Украины: "Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор местожительства, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, которые устанавливаются Законом". Это определение использует не мало национальных нормативно-правовых документов, в частности, ст. ст. 24, 33, 67 Конституции Украины, ст.ст. 7, 19, 33, 56, 77, 160, 161, 162 Семейного кодекса, ст. ст. 29, 43, 46, 62, 310, 317 ГК Украины, ст.ст. 19, 39, 58, 78 Кодекса Об административном судопроизводстве и т.д.

С проблемами определения местожительства столкнулись в первую очередь цивилисты которые рассматривали вопрос гражданской правосубъектности. Поскольку именно так оно освещалось в ГК РФСР 1922 г., ГК УССР 1963 г. и ГК Украины 2003 г., в которых право избирать местожительство рассматривалось как один из элементов, которые входят в содержание правоспособности граждан. В учебниках гражданского права советского периода как классический пример ограничения гражданской правоспособности приводилось применение к лицу за приговором суда такой степени наказания, как выселения, которая тянет за собой ограничение права передвижения и избрание местожительства.

Правильное определение "местожительства" имеет важное теоретическое и практическое значения, поскольку совершение многих юридических действий осуществляется в зависимости от местожительства гражданина. Например, место выполнения обязательства, в зависимости от его содержания, есть местожительство должника или местожительство кредитора, если другое не установлено в договоре (ст. 532 ГК Украины). Местом открытия наследства является последнее местожительство наследодателя (ст. 1221 ГК Украины). Конституция Украины связывает место представления ежегодных деклараций о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год с местожительством гражданина (ст. 67 Конституции Украины). Местожительство и его точное определение имеет важное значение, также для охраны прав и законных интересов граждан и государства, для обеспечения стойкости правоотношений.

Вопросом определения местожительства занимается не одна область права, в частности, гражданское, административное, конституционное, хозяйственное право. Любое определение не полностью отображает предмет, оно берет у предмета только важные признаки и оставляет вне своего содержания ряд других признаков, которыми он наделен. Вместе с тем совокупность таких важных признаков должны быть достаточной для выполнения двух познавательных (гносеологических) задач, которое выполняет определение: выяснение свойств определяемого предмета и отмежевание его от других сопредельных предметов и явлений.

Если обратиться к нормативно-правовым определениям "местожительства ", то удивление вызывает кардинально разные подходы к этому вопросу. Отличие прослеживаеться в первую очередь, в уровне конкретизации.

Все нормативно-правовые документы, которые содержат легальное определение местожительства, можно розделить на две группы.

Первая группа, в частности ст. 3 Закона Украины от 11 декабря 2003 г. "О свободе передвижения и свободы выбора местожительства в Украине", дает более абстрактное понятие местожительства, согласно которому им является административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в год. Ведь местожительство определяется местонахождением лица, которое обусловливается внедрением в Украине административно-территориального устройства, соответственно которому вся ее территория разделена на 25 областей и Автономную Республику Крым. Местожительство определяется село, поселок или город в пределах административно-территориальной единицы.

Такого же мнения и Конституционный Суд Украины, в решении дела по Конституционному представлению 45 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений пункта 2 статье 2 Закона Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" (дело о приватизации государственного жилищного фонда) от 28 сентября 2000 года. Основанием для рассмотрения этого дела была норма Закона Украины "О приватизации государственного жилищного фонда", которая запретила приватизацию жилья, расположенного на территориях историко-культурных, естественных и биосферных заповедников, национальных парков и т.п., что по мнению заявителей, противоречит положениям части второй статьи 24 Конституции Украины, согласно которой не может быть привилегий или ограничений прав граждан. Вчастности, за признаками их местожительства, и статьи 41 Конституции Украины, которая исключает противоправное лишение права собственности и провозглашает право частной собственности незыблемым. Дело в том, что введение к закону перечня объектов жилищного фонда государственной и коммунальной формы собственности, которые не подлежат приватизации, состоялось по прохождению, двух лет с момента вступления Закона в силу. Соответствующие изменения были внесенные Законом Украины от 22 февраля 1994 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда". Т.е. на первом этапе 1992-1994 года граждане, которые проживали в городах, расположенных на территории заповедников и парков, могли реализовать свое право на приватизацию. С 22 февраля 1994 года граждане лишились этого права. На практике это значит, что в одном доме могут проживать жители, которые приватизировали свои квартиры, и лица, которые лишены права на приватизацию своего жилья.

Решение Конституционного Суда Украины от 28 сентября 2000 г. дает определение местожительства. По смыслу статьи 24 Конституции Украины под словосочетанием "местожительство " имеется в виду местожительство граждан по территориальному признаку (село, поселок, город или другая административно-территориальная единица), а не конкретное жилое помещение (дом, квартира, служебная квартира), как на это ссылаются авторы ходатайства. Поэтому включение Законом определенных жилых помещений к перечню объектов, которые не подлежат приватизации, не может рассматриваться как ограничение прав человека по признаку местожительства.

Ко второй группе нормативно-правовых актов, которые содержат более конкретное определение местожительства можно отнести ГК Украины и Закон Украины от 15 мая 2003 г. "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей".

Согласно ч. 1 ст. 29 ГК Украины местожительством физического лица есть жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, отель и т.п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно. Можно сделать вывод, что позиция Конституционного Суда Украины прямо противоречит норме ГК Украины. Такую коллизию можно объяснить желанием суда найти компромиссное решение социального конфликта, который был вызван внесениям изменений в Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" о запрете приватизации отдельных объектов государственного и коммунального жилищного фонда.

Ст. 1 Закон Украины от 15 мая 2003 г. "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" дает определение местожительства физического лица-предпринимателя. Им есть жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, отель и т.п.) в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, что находится по определенному адресу, за которым осуществляется связь с физическим лицом - предпринимателем.

Еще большей детализации получило это понятие в Постановлении КМ Украины от 9 августа 2005 г. "Об утверждении Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг". Местожительство - жилой дом, квартира, помещение, где сроком свыше 6 месяцев в год проживает физическое лицо, в паспорт об этом внесены соответствующие сведения. Т.е. значение имеет еще и срок такого проживания.

В литературе можно встретить такое объяснение существования указанных двух противоположных определений местожительства, как разные сферы применения. Местожительство в ст. 29 ГК Украины употребляется в частноправовом понимании. Определение ст. 3 Закона Украины "О свободе передвижения и свободе выбора местожительства в Украине" есть публично-правовым. С этим можно было бы согласиться, если бы при регистрации физического лица предпринимателя государственный регистратор не требовал информации о четко определенном месте регистрации (прописки) гражданина с указанием почтового адреса. Общественное отношение, которое возникало при государственной регистрации юридических лиц и физических предпринимателей, есть абсолютно публично-правовыми, но соответствующий Закон относится ко второй группе в предложенной классификации нормативно-правовых актов, т.е. группы, которая предлагает конкретизированное определение "местожительства ".

Нельзя обойти вниманием соотношения "местожительства " и "места регистрации". С целью обеспечения условий, для реализации гражданами своих прав и свобод и выполнение ими своих обязанностей перед другими субъектами права установленная регистрация граждан Украины по месту проживания и по месту временного пребывания. Местожительство и место пребывания отличаются одно от одного по критерию срока проживания физического лица в одном месте. Закон Украины "О свободе передвижения и свободный выбор местожительства в Украине" рядом с местожительством дает еще определение "места пребывания". Им есть административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком меньше шести месяцев на год. Т.е., сравнивая понятие "место регистрации" и "местожительство", можно прийти к выводу, что первое есть более широким по смыслу, чем второе.

Институт регистрации определяет лишь фиксацию постоянного или преобладающего местожительства гражданина, который может рассматриваться как определенная юридическая презумпция, которая может быть опровергнута в судебном порядке.

Институт регистрации пришел на замену институту прописки, который был известный нашему правовому полю на протяжении длительного времени. Он был установлен Постановлением Советом Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 678 "О некоторых правилах прописки граждан". Несмотря на то, что еще с 11 октября 1991 г. согласно Выводу Комитета Конституционного надзора СССР некоторые положения этого постановления были признанные такими, что противоречат Конституции СССР, даже некоторые современные исследователи выступают против отмены института прописки.

Положение подпункта 1 пункта 4 Положения «О паспортной службе органов внутренних дел», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 1994 года N 700, согласно которому паспортная служба органов внутренних дел применяет разрешительный порядок выбора лицом местожительства , противоречит части первой статье 33 и части первой статье 64 Конституции Украины (есть неконституционным). Это закреплено в Решении Конституционного Суда Украины в деле за Конституционным представлением 48 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (Конституционности) положение подпункта 1 пункта 4 Положение «О паспортной службе органов внутренних дел», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины (дело относительно прописки) 14 ноября 2001 года N 15- рп/2001 [12]. Логическим следствием этого решения было принятие Закона Украины от 11 декабря 2003 г. "О свободе передвижения и свободе выбора местожительства в Украине".

Изменение разрешительного (распорядительного) характера института прописки на уведомительный характер института регистрации свидетельствует о демократизации украинского государства. Общество достигло того уровня развития, при котором осознало необходимость расширения сферы действия гражданско-правовых методов регулирования отношений. С переходом к рыночной экономике сфера влияния административного права уменьшается, а гражданского, соответственно, увеличивается. Ярким примером является изменение института прописки на институт регистрации. Физическое лицо есть свободным и в пределах Украины не должно получать разрешение на проживание в одном или другом населенном пункте у представителей исполнительных, распорядительных или других органов власти. Регистрационный учет предусматривает, что физическое лицо должно в определенный срок сообщить о месте своего постоянного или преобладающего проживания уполномоченным на это государственным органам. Согласно ст. 8 Закона Украины "О свободе передвижения и свободный выбор местожительства в Украине" регистрация места пребывания осуществляется по заявлению лица, которое обязанное подать ее на протяжении семы дней по прибытии в место пребывания.

Кроме того, законодатель старался демократизировать отношения по определению территориальной подсудности, расширяя возможности по избранию суда, к которому может обратиться истец. Соответственно ч. 2 ст. 19 Кодекса Украины об административном судопроизводстве: Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездейственности субъектов властных полномочий, которые касаются интересов конкретного лица, решаются административными судами по месту проживания (пребывание, нахождение) истца. Практика административного судопроизводства еще недостаточно наработанная, а потому нельзя с уверенностью говорить, будет ли эта норма права в полном объеме воплощенная в жизнь.

Учитывая выше упомянутое, можно сделать такие выводы:

1. на сегодня в законодательстве закреплено два противоположных подхода к определению "местожительства ". С одной стороны им признается административно-правовая единица, и с другой, жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, отель и т.п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно. Такие коллизии следует отстранить путем единого подхода к определению этого понятия;

2. при сравнении "местожительства " и "места регистрации" мы пришли к выводу, что второе понятие включает в себя рядом с первым еще и "место пребывания".

3. замена института прописки на институт регистрации местожительства является признаком расширения сферы влияния гражданско-правовых методов регулирования и подтверждением демократизации украинского государства.

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.