Адвокатская компания "Соколовский и Партнеры"

Сильная команда налоговых адвокатов
  • Eng
  • Рус
  • Укр

18 лет на рынке юридических услуг

 
 
  • Налоговая адвокатура, налоговое планирование, налоговое представительство, споры с налоговой, юридическая помощь во время налоговых проверок, обжалование решений ГНИ
  • Оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности, досудебная санация, взыскание задолженности, банкротство
  • Хозяйственные споры, тендерное законодательство, составление договоров, решение корпоративных споров
  • Правовая помощь адвоката в гражданском, хозяйственном, административном,  уголовном процессах, представительство интересов в Европейском Суде по правам Человека
  • Консультации по экспортно-импортным операциям, подготовка контрактной документации, обжалование решений таможенных органов в административном и/или судебном порядках
  • Правовая помощь во время допроса, защита в суде, обжалование действий следователя, прокурора, следственного судьи, адвокатская помощь потерпевшему
  • Комплексная правовая экспертиза хозяйственной деятельности юридического лица с целью определения его справедливой цены на рынке и реального состояния активов
  • Сопровождение сделок (M&A) с анализом финансовых хозяйственно-правовых и налоговых последствий, выбор наиболее оптимальных юридических и экономических решений
  • Разработка и внедрение антикоррупционных программ, осуществление compliance-процедур, сопровождение при расследовании коррупционных правонарушений
  • Оформление прав на землю, разрешение земельных споров, консультации по земельному законодательству, юридическая помощь сельскохозяйственным производителям
  • Консультации по трудовому праву, составление внутренних документов предприятия, адвокатская помощь в решении трудовых споров, консультации по охране труда

Телефоны в Киеве: +38 (044) 495-19-28, 495-19-29, 275-67-99

Эл. почта: pravo@splf.ua

Skype: splf.ua

Понятие «Потребитель»: процесс становления

Давыдова Наталия Александровна,
кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской компании "Соколовский и партнеры"

В законодательстве советского периода такие понятия как "потребитель", "защита прав потребителей" или вообще не применялись в нормативном лексиконе, либо употреблялись преимущественно в социально-экономическом или бытовом понимании, не определяя специального статуса граждан-покупателей товаров и заказчиков услуг.

Понятие "потребитель" берет свои истоки из положений экономической теории, которая оперировала им с момента своего появления. Экономическая теория демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет развитие массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынке необходимого количества товаров и услуг. Экономическая теория дает следующее определение потребителя - это физическое или юридическое лицо, которое потребляет изготовленные другими субъектами товары, а также товары и услуги собственного производства. Данное определение, которое также используется, в юридической практике породило дискуссию, суть которой сводится к следующему: - какого потребителя защищает государство: только потребителя - физическое лицо, либо частного предпринимателя, который приобретает продукцию для своего бизнеса. Те субъекты, которые принимают участие в этой дискуссии, относят к потребителям малые предприятия, которые созданы небольшой группой предпринимателей. Так в Уставе защиты прав потребителей, который утвержден Европейским Советом в 1973 году к потребителям были отнесены не только физические, но и юридические лица, которые приобретают товары и услуги с целью личного потребления. К числу таких юридических лиц Устав относит лишь ассоциации и благотворительные фонды, объединения ремесленников, кустарей и небольшие предприятия.

Термин "потребитель" активно используется в зарубежном праве и практике. В ряде государств (Франция, Англия, США) термин "потребитель" используется в законодательстве без любых дефиниций, он введен в обращение судебной практикой и доктриной. Если собрать накопленный судебный опыт, то можно сделать вывод, согласно которому потребителем признается непрофессионал, который приобретает товары и услуги для удовлетворения собственных нужд. Так, во Франции основным нормативным документом, направленным на охрану интересов потребителей в договорных отношениях является Закон № 78-23 от 10 января 1978 "О защите информирования потребителей продуктов и услуг". Этот Закон ввел систему контроля договоров, стороны которого не предпринимателями. Современное законодательство США в сфере розничной торговли и предоставления услуг также выходит из необходимости защиты прав и законных интересов обычных потребителей. Так в соответствии с параграфом 2301 Закона «О гарантиях при продаже товаров» 1975 г., Потребитель - это покупатель (но не с целью перепродажи) товаров широкого потребления. Английское законодательство также связывает понятие "потребитель" с физическими лицами-непрофессионалами, которые покупают товары для личных целей.

Таким образом, следует признать, что в зарубежном законодательстве речь идет о физических лицах потребителях. Хотя в современной зарубежной юридической литературе можно встретить позицию, согласно которой потребителями могут выступать не только граждане, но и юридические лица, если они вступают в правоотношение не с целью осуществления предпринимательской деятельности.

ИЗ приведенного выше можно сделать вывод, что термин "потребитель" используется в широком и в узком значении. В первом варианте это лицо или организация, которые потребляют продукты производства, т.е. потребителем может быть физическое и юридическое лицо. В узком значении потребителем признается гражданин (физическое лицо), которое приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать продукцию для личных бытовых нужд, не связанных с получением прибыли. Именно такое понимание закреплено в законодательстве.

Потребитель в социально-экономическом понимании - это не только индивид, но и группа индивидов, а также неопределенный круг индивидов, которые могут быть не только физическими, но и юридическими лицами.

В редакции Закона Украины "О защите прав потребителей" от 15 декабря 1993 года потребителем признавался гражданин, который приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых нужд.

Данное определение было сужено при подготовке новой редакции Закона 2005 года, которая определяет кроме всего перечисленного, что не могут считаться потребителями те лица, которые приобретают товары (работы, услуги), - хотя и для личных нужд, но с целью получения прибыли.

При подготовке новой редакции Закона Украины "О защите прав потребителей" украинский законодатель определил потребителя как физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Следует сказать, что это уточнение довольно существенное, поскольку разрешает отстранить неясности и двоякое толкование термина для право - пременительной практики. Действительно, раньше было тяжело определить, что имеется в виду под формулированием "собственные бытовые нужды". Это формулировка подверглась критике в доктрине. На практике правоотношение при участии целых групп субъектов в одних судах регулировались нормами Закона "О защите прав потребителей", в других - на основании общих гражданских норм права. Одним из примеров таких расхождений является отношение судебных органов к вкладчикам разных финансовых компаний, которые обратились в суды с исками о возвращении вкладов. Одни суды, которые считали, что в этом случае имеют место правоотношение потребителей и исполнителей финансовых услуг, взимали кроме сумм, предусмотренных договором, и моральный вред. Также применялась альтернативная подсудность, а истцов освобождали от уплаты государственной пошлины, т.е. делалось все то, что предусмотрено Законом "О защите прав потребителей". Другие суды в подобных ситуациях вкладчиков потребителями не считали, вышеуказанных последствий невыполнения обязательств не наступало. Взыскание проходило со ссылкой на нормы Гражданского кодекса, чем ухудшалось положение вкладчиков.

Таким образом, после уточнения формулировки понятия "потребитель", законодатель исключил дальнейшие разногласия в трактовании закона.

Формирование в Украине правового государства, сориентированного на европейские и мировые стандарты, присущие государствам с развитой системой демократии, предопределяет необходимость адаптации украинского законодательства к законодательству Европейского союза. Согласно Директиве 97/7/ЕС Европейского парламента от 20 мая 1997 года "О защите прав потребителей в дистанционных контрактах" "потребитель" означает любое физическое лицо, которое в контрактах, регулируемых этой Директивой, действует не в целях своей коммерческой или профессиональной деятельности.

Можно сделать вывод, новая редакция Закона Украины "О защите прав потребителей" отвечает указанной директиве по вопросу определения понятия "потребитель".

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.