Адвокатская компания "Соколовский и Партнеры"

Сильная команда налоговых адвокатов
  • Eng
  • Рус
  • Укр

18 лет на рынке юридических услуг

 
 
  • Налоговая адвокатура, налоговое планирование, налоговое представительство, споры с налоговой, юридическая помощь во время налоговых проверок, обжалование решений ГНИ
  • Оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности, досудебная санация, взыскание задолженности, банкротство
  • Хозяйственные споры, тендерное законодательство, составление договоров, решение корпоративных споров
  • Правовая помощь адвоката в гражданском, хозяйственном, административном,  уголовном процессах, представительство интересов в Европейском Суде по правам Человека
  • Консультации по экспортно-импортным операциям, подготовка контрактной документации, обжалование решений таможенных органов в административном и/или судебном порядках
  • Правовая помощь во время допроса, защита в суде, обжалование действий следователя, прокурора, следственного судьи, адвокатская помощь потерпевшему
  • Комплексная правовая экспертиза хозяйственной деятельности юридического лица с целью определения его справедливой цены на рынке и реального состояния активов
  • Сопровождение сделок (M&A) с анализом финансовых хозяйственно-правовых и налоговых последствий, выбор наиболее оптимальных юридических и экономических решений
  • Разработка и внедрение антикоррупционных программ, осуществление compliance-процедур, сопровождение при расследовании коррупционных правонарушений
  • Оформление прав на землю, разрешение земельных споров, консультации по земельному законодательству, юридическая помощь сельскохозяйственным производителям
  • Консультации по трудовому праву, составление внутренних документов предприятия, адвокатская помощь в решении трудовых споров, консультации по охране труда

Телефоны в Киеве: +38 (044) 495-19-28, 495-19-29, 275-67-99

Эл. почта: pravo@splf.ua

Skype: splf.ua

Оперативная закупка - как проверить законность действий правоохранителей

Кирилл Номинас, адвокат адвокатской компании «Соколовский и Партнеры»

Опубликовано в газете «Юридическая практика» от 12 февраля 2013 года

Проведение оперативной закупки правоохранительными органами должно подвергаться тщательному изучению на предмет соответствия требованиям законодательства с учетом практики Евросуда.

При установлении обстоятельств совершения преступлений правоохранительными органами довольно часто используется такой метод получения доказательств по делу, как осуществление оперативных закупок. При этом они часто совершаются даже без надлежащего документального оформления и без соблюдения общих требований действующего законодательства.

Как форма контроля

Согласно Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 февраля 1992 года № 2135 (Закон об ОРД), оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 указанного закона, предоставляется, среди других, право проводить контролируемую поставку, контролируемую и оперативную закупку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных к обороту, у физических и юридических лиц независимо от формы собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Проведение контролируемой поставки, контролируемых и оперативных закупок осуществляется согласно положениям статьи 271 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины в порядке, определенном соответствующими нормативно-правовыми актами. Также можно обратить внимание на общее правило, закрепленное в статье 9 Закона об ОРД относительно того, что без заведения оперативно-розыскного дела проведение оперативно-розыскных мероприятий запрещается.

Новым УПК Украины оперативная закупка определяется как форма контроля за совершением преступления, которая может осуществляться в случаях наличия достаточных оснований полагать, что готовится совершение или совершается тяжкое либо особо тяжкое преступление. Обратим внимание на то, что статья 6 Закона об ОРД одним из оснований для проведения ОРД определяет наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, которая требует проверки с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств, в частности, о готовящихся преступлениях и о готовящих их лицах.

На международном уровне

Что касается влияния международного законодательства, то вопрос «оперативных закупок» как специального способа расследования с использованием агента под прикрытием неоднократно поднимался в практике Европейского суда по правам человека (Евросуд). Отметим, что практика Евросуда является источником права Украины (при этом необязательно, чтобы соответствующее решение было принято по делу против Украины), что следует из положений Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» от 23 февраля 2006 года № 3477. Среди прочих решений можно обратить внимание на такие, как «Банникова против Российской Федерации» № 18757/06, «Веселов и другие против Рос­сий­ской Федерации» № 23200/10, 24009/07, 556/10.

Соответствующая практика Евросуда вместе с приведенными законодательными актами Украины позволяет сделать выводы относительно основных требований к проведению оперативных закупок и того, на что следует обращать внимание во время судебного разбирательства в уголовном производстве, в котором совершена оперативная закупка. Следует понимать, что оперативная закупка может плавно перейти в подстрекательство к совершению преступления (фактически государством своего гражданина), поэтому в указанных отношениях необходим очень осторожный подход со стороны всех ветвей власти.

В частности, Евросуд указывает, что граница между законным расследованием и подстрекательством к преступлению с большой вероятностью будет перейдена, если национальным законодательством не установлена четкая и предсказуемая процедура санкционирования соответствующей секретной операции. Причем такое санкционирование должно быть независимым, то есть осуществляться не тем органом, который проводит (инициирует) оперативную закупку.

Евросуд настаивает на необходимости такого документирования при проведении оперативной закупки, которое позволило бы осуществить дальнейшую независимую оценку поведения участников закупки. Что касается украинского законодательства, то порядок проведения оперативной закупки определяется приказом МВД, СБУ, ГНА «Об утверждении Инструк­ции о порядке проведения оперативной закупки и контролируемой поставки предметов, товаров, веществ, в том числе запрещенных к обороту у физических и юридических лиц, независимо от форм собственности» от 30 ноября 2001 года № 1065ДСК/307ДСК/482ДСК. Ограничение доступа к указанному нормативному акту отнюдь не способствует соблюдению прав человека во время его применения, и, очевидно, не соответствует требованиям относительно установления четких ограничений, а также принципу правовой определенности, на что обязательно следует обращать внимание суда во время соответствующего судебного разбирательства. На Украине документирование оперативной закупки, как правило, сводится к составлению протокола осмотра (ранее осмотра места происшествия) уже после ее проведения. Таким образом, фактически единственным источником информации о ее непосредственном осуществлении могут быть только показания свидетелей, что вряд ли может быть достаточным для надлежащей оценки поведения участников закупки.

В поисках доказательств

В уголовных делах, где главные доказательства получены в результате оперативной закупки, соответствующие государственные органы должны иметь возможность продемонстрировать, что у них были достаточные основания для проведения закупки. То есть им необходимо обладать конкретными и объективными доказательствами того, что первые шаги к совершению преступления уже были осуществлены. Причем такие доказательства и/или информация должны быть такими, которые можно проверить, достаточными и полученными в установленном законодательством порядке.

Важно то, что проведению оперативной закупки должны предшествовать другие способы расследования, например, снятие информации с каналов связи, осуществление визуального наблюдения.

Все эти обстоятельства нужно установить и принять во внимание во время судебного разбирательства, по крайней мере, сторона защиты должна на этом настаивать. Впрочем, судебная практика на Украине в большей степени показывает, что суды не пытаются установить указанные обстоятельства, определить достаточность информации для проведения оперативной закупки и законность ее получения. Хотя имеют место и позитивные примеры, когда суды четко указывают на то, что до проведения оперативной закупки органы, осуществляющие такую деятельность, должны обязательно другим способом проверить уже полученную информацию о том, действительно ли данное лицо совершает преступление.

Таким образом, проведение каждой конкретной оперативной закупки должно подвергаться тщательному изучению на предмет соблюдения соответствующим государственным органом требований, предъявляемых к ней законодательством с учетом практики Евросуда. 

 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.