Есть ли «уголовные» последствия у налогового компромисса?

Есть ли «уголовные» последствия у налогового компромисса?

Опубликовано на сайте «Юрлига»

Старший партнер адвокатской компании «Соколовский и Партнеры», адвокат Татьяна Лисовец

17 января 2015 года вступил в силу так называемый Закон о налоговом компромиссе. О позитивах этого Закона говорили задолго до его принятия. Огромное количество налогоплательщиков ждали его, как панацею от всех бед. Да и со стороны юридического сообщества звучат, в основном, только хвалебные отзывы. Вроде бы все ясно: согласись уплатить пять процентов от суммы заниженного обязательства по налогу на прибыль и/или НДС и спи спокойно. К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов обещают также не привлекать. Казалось бы, бизнес от применения этого Закона только выиграет. Однако пока мало кто говорит об "уголовных" рисках, с которыми могут столкнуться налогоплательщики на практике.

Закон о налоговом компромиссе предусматривает, что деяние, совершенное должностными лицами плательщика налогов, в результате которого было занижено его налоговое обязательство по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, если таковые были уточнены согласно процедурам применения налогового компромисса и оплачены в бюджет, не считаются умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей). Также, в статью 212 (умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) Уголовного кодекса ввели часть пятую, исключающую ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов в случае достижения налогового компромисса.

А вместе с тем, большинству юристов известно, что к уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения привлекают не только по 212 статье. Распространенной является практика, когда на основании актов налоговых проверок и/или информации, имеющейся в распоряжении следователя о плательщике налогов или его контрагенте, открываются уголовные производства по 191 статье (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением), 205 статье (фиктивное предпринимательство), 209 статье (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем), 358 статье (подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов), 364-1 статье (злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права, независимо от организационно-правовой формы), 366 статье (служебный подлог), и уж на крайний случай – 367 статье (служебная халатность) Уголовного кодекса.

Следует отметить, что размер суммы, необходимой для открытия уголовного производства по 212 статье, значительно превышает "порог", с которого начинается уголовное преследование, например по таким статьям, как 191, 364-1 и 367 статьи Уголовного кодекса. В некоторых же случаях, для привлечения к уголовной ответственности достаточно осуществления определенных действий, в независимости от суммы причиненного ущерба, например по 358 статье, части 1 статьи 366 Уголовного кодекса.

В связи с этим, открыть уголовное производство по указанным статьям следователю иногда бывает проще, чем по 212. А если вспомнить, что ответственность по некоторым из этих статей намного жестче, чем санкции по частям  первой или второй  статьи 212, наивно рассчитывать на его снисходительность.

Задумывался ли об этом законодатель? Однозначно да. В Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 1071, альтернативный принятому закону. Он предусматривал, что в случае применения налогового компромисса должностные лица налогоплательщика не привлекаются к уголовной ответственности по любой из статей Особенной части Уголовного кодекса. Понятно, что для налогоплательщика принятие закона в такой редакции стало бы реальной гарантией освобождения от уголовной ответственности, в случае достижения налогового компромисса.

Возникает вопрос: будут ли следователи и прокуроры рассматривать применение налогового компромисса, как признание вины в совершении деяния, имеющего признаки преступления по вышеуказанным статьям?

Ответ на него даст время. Хотя практика общения с правоохранителями пока оснований для оптимизма не дает. Думаю, бизнес окончательно поверит в благие намерения государства, а применение налогового компромисса даст наибольший экономический эффект, если в закон будут внесены изменения, нивелирующие "уголовные" риски.