Налогообложение благотворительной помощи

Налогообложение благотворительной помощи

Руководитель налоговой практики адвокатской компании "Соколовский и Партнеры" Наталья Куриленко

Опубликовано на портале delo.ua 4 сентября 2014 года

Итак, проект Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи" принят во втором чтении. Но кулаки всем, кто переживал за этот документ, разжимать еще рано.

Так, Проект создает новый статус для волонтеров — благотворители-физические лица, внесенные в Реестр волонтеров АТО. Это понятие включает волонтеров, которые предоставляли благотворительную помощь участникам АТО, пострадавшим участникам акций протестов на Майдане с 21 ноября 2013 по 28 февраль 2014 и во время событий в Одессе 2 мая, жителям АТО, выехавшим жителям Крыма. Для включения в Реестр волонтеров АТО необходимо просто заявить, т.е. подать заявление, копию налогового кода и справку из банка с реквизитами счета, на который приходили и/или приходят денежные средства. При этом ведомости о волонтерах будут размещены на сайте налогового ведомства в общем доступе. Есть опасность, что такой публичностью воспользуются недоброжелатели.

Но главная проблема — Закон не сумел расставить все точки над "і", и реальная польза будет зависеть от того, как положения документа будет трактовать налоговая. Хорошо, чтобы в чиновники ГФС осознали важность момента и не поступили как всегда — не перекрутили смысл закона своими подзаконными актами и не разъяснили положения закона в жестком фискальном ключе. Ведь если так произойдет, то у волонтеров станет одной огромной проблемой больше — добавится неприятное, изматывающее общение с налоговой.

Вот важные моменты, которые стать могут источником проблем, а поэтому требуют особого внимания.

Под "благотворительной помощью" для участников АТО понимаются полученные денежные средства, предназначенные для закупки специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или иных товаров по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, или непосредственно эти материальные ценности, а также средства для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечение изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления.

Под "благотворительной помощью" для пострадавших участников акций протестов на Майдане и 2 мая в Одессе, жителей зоны АТО, выехавших жителей Крыма, понимаются суммы, израсходованные для оплаты (компенсации) лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечение изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления. При этом не предусмотрены ни затраты на транспорт, ни затраты на проживание, на питание, на одежду, ни на все необходимое для детей (коляски, игрушки, книги, школьные принадлежности и др.), ни средства гигиены и т.п. А ведь подобных трат было множество, начиная с Майдана, и по сей день.

Таким образом, после подачи заявки о внесении в Реестр, благотворительная помощь, полученная волонтерами начиная с 21 ноября 2013 и потраченная на нужды участников АТО, пострадавших участников акций протестов на Майдане и в 5 мая в Одессе, жителей зоны АТО, выехавших жителей Крыма, -- не включается в доходы волонтера и не облагается налогом. Соответственно, и декларировать их не надо. Но это касается исключительно документально подтвержденных закупок. То есть, необходимо наличие договоров, накладных, чеков, актов, расписок и других документов, подтверждающих трату денег на нужды соответствующих лиц (покупку и передачу материальных ценностей и/или денежных средств на нужды участников АТО, а также, учреждениям и организациям, финансируемым из бюджета: ВСУ, СБУ, НГУ, учреждениям охраны здоровья и т.д.).

Вопрос, за которым также надо пристально следить: перечень разрешенных товаров, который должен определить Кабмин. Он как раз и установит, что еще будет подпадать под определение "благотворительная помощь" для целей налогообложения. Для примера, в зону АТО волонтерами было передано много транспортных средств, которые пока не подпадают под действие Проекта закона, а соответственно должны быть включены в доход, с которого должен быть уплачен налог на доходы физических лиц.