Борьба с легализацией денежных средств: новые ограничения

Борьба с легализацией денежных средств: новые ограничения

22 мая 2010 года был опубликован Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 18.05.2010 № 2258-VІ.
Изменения существенные, такие существенные, что Закон изложен в новой редакции, и сразу внесено изменения в КПК Украины, УК Украины, КУпАП, ГК Украины, Закон Украины "О банках и банковской деятельности" и прочие нормативно-правовые акты (всего 13, и это пока что).
Говорить, что произошло что-то чрезвычайное нельзя, соответствующий законопроект был подан еще в августе 2008 года, но много моментов новой редакции закона опротиводействии легализации вызывает существенное беспокойство еще до его вступлению в силу (а это произойдет 20.08.2010 года).
Следует отметить, что по своей сути изменения не былинаправлены на полнейшее подавление бизнеса, все это делалось во исполнение Сорока рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Директивы Европейского Парламента и Совета 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 года о предупреждении использования финансовых систем в целях отмывания денег и финансирования терроризма. Однако время, когда изменения были приняты, является, чуть ли не наиболее плохим в плане свободы предпринимательства и пресса контролирующих органов, которые латают бюджет всеми правдами и не правдами. Поэтому соответствующие полномочия, которые предоставляются государственным органам, могут привести лишь к ухудшению предпринимательства, а не противодействию терроризму.
Но обратимся к сути изменений, к некоторым из них. Так, расширен перечень субъектов первичного финансового мониторинга за счет нотариусов, адвокатов, субъектов предпринимательской деятельности, которые предоставляют юридические услуги, торговцев недвижимостью,операторов почтовой связи, торговцев драгоценными металлами и драгоценными камнями, аудиторов, аудиторских фирм, лиц, которые проводят лотереи и азартныеигры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино, субъектов предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, и т.п.
Для таких субъектов первичного финансового мониторинга установлены обязанности относительно регистрации и отчетности о подозрительных финансовых операциях, идентификации клиента, расширены признаки, по которым субъекты первичного финансового мониторинга предоставляют информацию о подозрительных финансовых операциях государству, установлена также ответственность за несоблюдение определенных обязанностей. Лишь применение закона в новой редакции на практике сможет даты окончательные ответы относительно целесообразности, демократичности, законности изменений, но то, что соответствующие полномочия контролирующих органов будут использоваться не только для достижения непосредственных целей изменений, понятно.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона о противодействии легализации адвокаты, лица, которые предоставляют юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, не уведомляют Специально уполномоченный орган о своих подозрениях относительно финансовых операций в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их адвокатской тайны и профессиональной тайны, когда они исполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и в делах досудебногоурегулирования споров.
Адвокат Адвокатского объединения "Адвокатская компания "Соколовский и Партнеры" Номинас К.В. отмечает, что фактически единственным субъектом первичного финансового мониторинга, который защищен от обязательной отчетности, являются адвокаты, поскольку изменений в Закон Украины "Об адвокатуре" внесено не было. Соответственно и суженные трактования понятия адвокатской тайны Законом о противодействии легализации, могут не применятся, по крайней мере, не применять их будет обязан адвокат согласно Закона Украины "Об адвокатуре" и адвокатской этики.
Уместно будет напомнить, что согласно п. 20 ДирективыЕвропейского Парламента и Совета 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 года юридические советы должны оставаться ограниченными обязанностью профессиональной тайны, за исключением, случаев, когда советник по юридическим вопросам сам принимает участие в отмывании денежных средств или финансировании терроризма, если юридический совет дается для отмывания денежных средств или финансирования терроризма, или если юрист знает, что клиент желает получить юридический совет с целью отмывания денежных средств или финансирования терроризма. Таким образом, Директивой предлагалось совсем другое трактование обязанностей юридических советников, ну а у нас все как всегда.
На данный момент многим следует принять решение относительно того становиться на учет в Специально уполномоченном органе как субъект первичного финансового мониторинга или нет. Решение очень не простое, но для адвокатов оно должно быть, очевидно, единым для всех или, по крайней мере, для большинства.