Государственно-частное партнерство – новая модель взаимоотношений?

Государственно-частное партнерство – новая модель взаимоотношений?

01.07.2010 года, Верховная Рада Украины во втором чтении приняла закон «О государственно-частном партнерстве». Закон подан на подпись Президенту Украины.

По мнению инициаторов закона, такой акт должен создать правовую основу сотрудничества между государством и частными бизнесом на основании партнерства, с учетом интересов сторон.

В законе государственно-частное партнерство определено как система отношений между государственным (государство Украина, АРК, территориальные общины в лице соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления) и частным (юридические лица и физические лица-предприниматели) партнерами, построеная на принципах равенства партнеров и согласованности их интересов, при реализации которых, возможности обоих партнеров объединяются, с соответствующим распределением рисков, ответственности и получения позитивного конечного результата для взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочных основаниях.

Выбор частного партнера осуществляется согласно проведенного конкурса, порядок которого определяет Кабинет Министров Украины.

Для реализации государственно-частного партнерства могут заключатся договора концессии, о совместной деятельности, разделении продукции, другие.

Законом предусмотрено, что государственно-частное партнерство может применятся при реализации проектов в сферах поиска, разведки недр полезных ископаемых и их добычи; производства, транспортировки, поставки тепла, распределения и поставки природного газа; строительства, эксплуатации автострад, дорог, железных дорог, мостов, дорожных эстакад, туннелей и метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры; управления недвижимостью и др.

По мнению юрисконсульта Адвокатского объединения «Адвокатская компания «Соколовский и Партнеры» Ильяшова Богдана Николаевича, концептуально, идея государственно-частного партнерства является правильной. В то же время, текст закона достаточно сложный и несогласованный, о чем можно утверждать даже без детального анализа. Так, законом предусмотрено установление правительством государственной поддержки осуществления партнерства, которая должна поступать из государственного и местного бюджетов, но бюджетные затраты устанавливаются исключительно законом Украины «О государственном бюджете», а не актами КМУ.

Также достаточно интересным являются положения о том, что к правам и обязанностям сторон в договоре, который заключен в рамках государственно-частного партнерства, на протяжении всего строка его действия, будут применятся нормы законодательства, которые действовали на момент заключения договора. Таким образом, договора не будут изменяться после изменения в законах. Но не во всех. Как  и следовало ожидать, налоговое, валютное, таможенное законодательство, законодательство по вопросам лицензирования и стандартам качества – не в счет, как и какое-либо другое законодательство, в котором не действует принцип равенства сторон. Поэтому, поскольку сфера налогового, валютного, таможенного, бюджетного законодательств являются достаточно специфическими, при возникновении, изменении или прекращении отношений с контролирующими органами, в частности налоговиками, рекомендуется обращаться за квалифицированной правовой помощью, именно такую специализированную помощь осуществляет Адвокатское объединение «Адвокатская компания «Соколовский и Партнеры».